Балтия против RТ: глас вопиющего в пустыне?

8-ого июля Литовская комиссия по радио и телевидению (LRTK) запретила в стране трансляцию программ телевизионной сети RT, контролируемой Кремлем. Немного раньше, 30-ого июня, такое же решение было принято Латвийским национальным советом по электронным сре…

8-ого июля Литовская комиссия по радио и телевидению (LRTK) запретила в стране трансляцию программ телевизионной сети RT, контролируемой Кремлем. Немного раньше, 30-ого июня, такое же решение было принято Латвийским национальным советом по электронным средствам массовой информации (NEPLP). Литва вместе с Латвией и Эстонией еще в феврале попросила Европейскую комиссию разъяснить санкции, применимые к этому пропагандистскому каналу России. Страны Балтии также призывают другие страны ЕС последовать их примеру. Однако после решения Латвии министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс признал, что в ЕС нет единой стратегии применения санкций.
Вряд ли стоит ожидать, что старые члены ЕС также попытаются заставить замолчать эту российскую пушку информационной войны. Однако реакция как пропагандистов России, так и ее политиков свидетельствует о том, что страны Балтии серьезно наступили Москве на любимую мозоль.
Отметим, что решения как Литвы, так и Латвии по крайней мере формально связаны не столько с содержанием, транслируемым этими  пропагандистскими каналами RT, но с тем фактом, что семь кремлевских пропагандистских каналов – RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary – контролируются Дмитрием Киселевым, на которого распространяются санкции ЕС за  подрыв территориальной целостности Украины. Кроме того, в официальном заявлении латвийского NEPLP отмечается, что RT неоднократно называла Латвию «несостоявшимся государством». «Полученные нами доказательства очень убедительны, и мы призовём все страны ЕС последовать нашему примеру, запретив трансляции RT на всей своей территории. Таким программам нет места ни в Латвии, ни в Европейском Союзе»,- заявил председатель NEPLP Ивар Аболиньш.
Санкции двух балтийских государств против самых известных пропагандистских каналов Кремля на Западе вызвали гнев в Москве, который вскоре перерос в ярость. Сразу после решения Латвии Д. Киселев, возглавляющий медиагруппу «Россия сегодня», которая владеет информационным агентством «РИА Новости» и сайтом новостей для иностранных зрителей «Sputnik news», заявил, что не имеет ничего общего с RT, ранее известной как «Russia Today».
«Это говорит об уровне глупости и некомпетентности в сочетании с русофобией тех людей, которые в Латвии принимают подобные решения. Я думаю, что латыши должны извиниться перед RT и вернуть ее в эфир», – в интервью радио «Говорит Москва» сказал Д. Киселев. Между тем, главный редактор RT Маргарита Симонян в своем аккаунте в социальной сети «Twitter» высмеяла решение Риги такими словами: «Латвийская разведка считает, что Д. Киселев возглавляет RT. С такой разведкой нам нечего бояться».
Бояться может быть и нечего, но к решению возмущенных стран Балтии вскоре присоединились и Кремлевские политики. Всего через пару дней после решения LRTK Комитет по информационной политике и связям со СМИ Совета Российской Федерации призвал министерство иностранных дел изучить возможность применения ответных санкций против руководства Литвы, Латвии и Эстонии (которая ранее запретила кремлевский пропагандистский канал «Sputnik news»). Решение прекратить разрушительную деятельность российских каналов рассматривается российскими политиками как «акт политической цензуры», который выглядит как скоординированная кампания против российских СМИ, «нарушающая положения актов международного права».
Ранее на решение Латвии отреагировала Мария Захарова, официальный представитель Министерства иностранных дел России, призвав международные институции оценить действия Риги. По ее словам, такие дискриминационные действия латвийских властей против российских средств массовой информации, открытые попытки очистить информационное пространство от альтернативных и, возможно, нежелательных подходов являются грубым нарушением международного права.
Стоит отметить, что международная организация «Репортеры без границ» (RBS), борющаяся за свободу прессы во всем мире, заявление которой было немедленно опубликовано в «Sputnik news», подчинилась Москве. В заявлении говорится, что RBS осудила действия стран Балтии и отметила, что санкции ЕС или меры по борьбе с “российской пропагандой” не были законными. «Хотя защищать и способствовать распространению независимого и заслуживающего доверия освещения в новостях законно, RBS рассматривает эти закрытия как злоупотребление политическими санкциями ЕС. Запрет или закрытие средств массовой информации не является частью санкций, введенных против Д. Киселева», – говорится в заявлении.
Тот факт, что организация, защищающая свободу информации, не различает средство массовой информации от пропагандистского оружия войны, весьма симптоматичен и позволяет предполагать, что большинство западных стран, хотя и понимая истинную цель и назначение RT, проигнорируют призыв стран Балтии и не будут пытаться остановить поток пропаганды против них или, по крайней мере, принять во внимание другие выводы. Например, те, которые были представлены чешской организацией «European Values ​​Center», которая в декабре прошлого года опубликовала отчет, призывающий европейские страны не рассматривать каналы RT и Sputnik как представителей «свободной прессы» и не разрешать им участвовать в  пресс-конференциях.
Еще раньше, в октябре 2017-ого года, упомянутая организация опубликовала список из 2327 американских, британских и европейских политиков, дипломатов и военных, которые когда-либо были гостями RT. В документе под названием «Кремлевская платформа для «полезных идиотов» на Западе» говорится, что этот список предназначен для идентификации тех, кто «дает каналу свое имя и авторитет» и кого обвиняют в «подрыве демократических принципов». Избегать RT и Sputnik посоветовал и Комитет Демократической партии США, опубликовавший список рекомендаций по борьбе с дезинформацией в интернете.
Лондон также принял некоторые санкции против ST. Летом 2019-ого года журналисты этой телевизионной сети и агентства «Sputnik» не были аккредитованы на Всемирной конференции по свободе СМИ. Министерство иностранных дел Великобритании отказ в аккредитации объяснило активной ролью RT и «Sputnik» в распространении ложной информации. До этого британский регулятор СМИ «Ofcom» семь раз обвинял RT в нарушении кодекса вещания.
Чтобы не говорили  защитники свободы средств массовой информации, как бы Россия ни пыталась представить RT как еще одну глобальную телевизионную сеть, такую как BBS или France 24, которые предлагают иной подход, чем западные новостные каналы, многие на Западе понимают, что RT занимается широкомасштабной кампанией дезинформации, направленной на то, чтобы посеять сомнения в отношении демократических институций и дестабилизировать Запад.
Это стало особенно ясно после того, как администрация и разведка бывшего президента США Барака Обамы в 2016-ом году объявили, что Владимир Путин приказал начать кампанию по «подрыву доверия общественности к демократических процессов в Соединенных Штатах», дискредитировать кандидата от демократов Хиллари Клинтон, перехватив внутреннюю переписку партии, и поддержать Дональда Трампа, который тогда обещал улучшить отношения с Россией.
Эта информационная атака осуществлялась, используя ​​несколько средств: реальную информацию, иногда взятую из открытых источников, а иногда и украденную, или ложные сообщения и опубликованные RT и Sputnik фальшивые новости, которые позже распространялись в социальных мидиях. Для этого также использовались и компьютерные боты, отправляющие тысячи сообщений в социальные сети Twitter и Facebook.
Означает ли это, что США или страны Западной Европы когда-либо предпримут такие меры против RT, как страны Балтии? Вряд ли, потому что по данным «The New York Times» эксперты расходятся во мнениях о влиянии RT. Показывая пальцем на очень низкие рейтинги этого канала в Америке, многие из них говорят, что разговоры об эффективности пропагандистского оружия России сильно преувеличены. С другой стороны, британский журналист Петр Померанцев, родившийся в Советском Союзе и уже при Владимире Путине проживший в России почти десять лет, той же газете сказал, что, глядя на одни только рейтинги, можно просмотреть нечто очень важное. «Рейтинги для них – не самое важное. Для них важнее финансовое, политическое и информационное влияние».
А что уже говорить о Западной Европе, особенно о такой старой и относящейся к России с симпатией, как Франция? Давайте вспомним, что Николя Дуйк, член парламента этой страны, который в 2015-ом году с парламентской делегацией посетил аннексированный Россией Крым, через тот же канал RT всячески оправдывал проводимую им пропагандистскую войну, заявив, что «цель RT – сделать так, чтобы голос России был бы слышимый, чтобы мир услышал точку зрения России».
Непохоже, что позиция таких влиятельных старых членов ЕС как-то существенно изменилась бы. А это говорит о том, что призывы стран Балтии заставить замолчать эту кремлевскую информационную пушку по всей Европе так и останется криком вопиющего в пустыне.
Арас Лукшас

Autorius:
Voras Online
Žiūrėti visus straipsnius
Palikite komentarą

Autorius: Voras Online