«Sputnik» – оружие информационной войны России

С первого дня этого года прекратило свою деятельность эстонское подразделение российского  агентства новостей «Sputnik» («Спутник»). Теперь, набрав его адрес в Интернете, читатель видит единственную запись, в которой говорится, что портал сейчас работает …

С первого дня этого года прекратило свою деятельность эстонское подразделение российского  агентства новостей «Sputnik» («Спутник»). Теперь, набрав его адрес в Интернете, читатель видит единственную запись, в которой говорится, что портал сейчас работает в особенном режиме. Так случилось потому, что некому заниматься содержанием портала: все сотрудники подразделения агентства расторгли свои трудовые договоры с работодателем.
В чем причина такого решения? В сообщении для прессы российского информационного агентства «Россия сегодня» говорится, что сотрудники «Sputnik Estonia» уволились, поскольку в противном случае им грозило до пяти лет лишения свободы. Сам «Sputnik» в литовской версии сайта заявил, что угрозы возбудить уголовные дела его сотрудникам были в письмах, адресованных им Департаментом полиции и пограничной охраны Эстонии.
Между тем министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу в конце декабря заявил, что государство не предпринимает и не намерено предпринимать никаких репрессий против сотрудников подразделения «Sputnik». Более того, никто не думает блокировать и его содержания – это агентство подвергается только финансовым санкциям. На самом деле, еще в октябре прошлого года банки  международной группы, действующей в Эстонии, заморозили комиссионные и платежи за офисные помещения, которые предназначались подразделению агентства. Наконец, как сообщает сам «Sputnik Estonia», эстонское отделение «Swedbank» заморозило и личные счета всех сотрудников агентства.
Это не первый случай, когда агентство «Sputnik» создает проблемы в странах Балтии, и не только в них. Вот в июле прошлого года Вильнюсский окружной административный суд утвердил решение комиссии Литовского радио и телевидения о блокировании литовского портала «Sputnik». Правда, сама комиссия заявила, что она решила заблокировать этот интернет-источник не из-за его содержания, а из-за нарушения авторских прав, поскольку «Sputnik» незаконно размещал на своем веб-сайте статьи литовского национального вещателя lrt.lt. Правда, всего через две недели после удаления нелегального содержания «Sputnik Lietuva», доступ к его сайту был восстановлен.
Еще раньше, в конце марта 2016 года, сайт «Sputnik» был заблокирован латвийскими властями, поскольку агентства выступают против решения Совета Европы о мерах, направленных на противодействие  независимости, территориальной целостности и суверенитету Украины ».
Украина  на этот раз была упомянута не случайно. Дело в том, что «Sputnik», созданный по указанию президента Владимира Путина, начал свою деятельность вскоре после аннексии Крыма Россией. Но самое главное, что это агентство, предназначенное  для иностранной аудитории, напрямую связано с Дмитрием Киселевым. «Sputnik» является частью информационного агентства «Россия сегодня», которым руководит этот деятель. В заявлении, опубликованном  25-ого декабря прошлого года Министерством иностранных дел Эстонии, Д.Киселев является «центральной фигурой в правительственной [российской] пропаганде, поддерживающей российские войска на Украине». В результате все страны ЕС налагают санкции на этого деятеля: запретили въезд на свою территорию и обязуются заморозить его активы.
Действия эстонских институций, которые вынудили местное подразделение «Sputnik» прекратить свою деятельность, вызвали истерию не только среди российских журналистов, которые являются активными сторонниками кремлевской политики, но и среди чиновников официальной Москвы. В знак протеста против якобы ущемления Таллиным свободы средств массовой информации, многие из них надели желтые жилеты.  Таким же символом на одной пресс-конференции нарядилась и представительница министерства иностранных дел России Мария Захарова, обвинившая Эстонию в нарушении европейских ценностей.
Как будто бы этого было недостаточно, на ситуацию на ежегодной пресс-конференции отреагировал и сам президент России Владимир Путин, заявляя, что эстонские власти «сами делают все то же самое, в чем нас обвиняют». «Свобода информации является одной из основных свобод в современном демократическом мире. К сожалению, не все хотят следовать этой парадигме, следуя другим правилам, которые они сами создали “, – сказал глава страны, в которой свободное слово журналистов уже давно омрачено потоком пропаганды и вынуждено отступать в поля средств массовой информации.
Такая реакция официального Кремля свидетельствует о том, что Москва рассматривает свое государственное агентство «Sputnik» как средство информационной войны и что его потеря, хотя в одной стране, весьма болезненна для него. То, что «Sputnik» не является настоящим средством массовой информации, кстати, было замечено департаментом государственной безопасности Литвы (ДГБ) в оценке угроз национальной безопасности Литвы за 2014 год, подготовленной еще до того, как это агентство собиралось приступить к работе. В этом документе указано, что этот проект, направленный на распространение российской пропаганды, включает в себя не только веб-порталы, но также теле- и радиостанции в 30 странах. Кроме того, в оценке ДГБ говорится, что до начала работы сотрудники агентства «Sputnik» посетили Вильнюс и Таллинн. «Они собирали информацию о радиостанциях и телеканалах, действующих в Литве и Эстонии, выясняли возможности получения лицензий на вещание, общались с сотрудниками посольств России и представителями организаций соотечественников. Врываясь в информационное пространство Балтии и других стран, для исполнителей проекта «Sputnik» крайне важно собрать профессиональные команды из нескольких или десятков местных журналистов и обозревателей, которые готовили бы информационные сообщения, сюжеты, интервью и оперативно передавали подготовленную информацию. Нет сомнений, что, как обычно, представители прокремлевского агентства «Sputnik» попытаются представить нашу страну российской и мировой аудитории как страну, нетерпимую к национальным меньшинствам, будут манипулировать понятиями неофашистов и националистов, распространять дезинформацию о стратегических проектах Литвы», – говорится в отчете.
Как упоминалось, в марте 2016 года, до начала деятельности литовской версии агентства «Sputnik», Латвия отреагировала на угрозу, которую представляет агентство. Тогда регистратор доменов страны NIC письмом информировал агентства о том, что «регистрация домена sputniknews.lv противоречит решению Совета Европы о мерах, направленных на противодействие независимости, территориальной целостности и суверенитету Украины». В документе также указывается, что нарушение этого постановления может стать основанием для судебного преследования. Домен sputniknews.lv по-прежнему не работает и сегодня, но это не помешало кремлевскому пропагандистскому орудию действовать на другие доменные имена – .com и .ru.
Между тем, в Литве «Sputnik» по-прежнему можно достичь, набрав конечные буквы .lt,
что создает у менее информированного пользователя впечатление, что это обычный литовский портал. Более того, даже и не зависящий от влияния какой-либо бизнес-группы и политической конъюнктуры. «Спутник» говорит о том, о чем молчат другие», – говорится в презентации проекта и добавляется, что это агентство показывает многополярный мир, где у каждой страны есть свои национальные интересы, культура, история, традиции ». Последнее понятие заставляет проницательного читателя вслушаться. Ведь так называемый многополярный мир является одним из пяти основополагающих принципов внешней политики России, означающий то, что Москва не может принять установившийся мировой порядок, пытается противостоять доминированию США и усиливать свое влияние в мире.
Мимоходом взглянув на содержание любой однодневной литовской версии „Sputnik“, можно получить впечатление, что это обычный портал СМИ с широким спектром новостей. По крайней мере половина опубликованных сочинений кажутся объективными и нейтральными. Вот в одной инфограмме о событиях 13 января 1991 года представлены как «литовская», так и «русская» версии. Но на этом «объективность» и заканчивается. Во всех остальных публикациях, посвященных этой трагедии, якобы аргументировано представляется тот же кремлевский нарратив – свои стреляли в своих.
То же самое можно сказать и еще по нескольким темам, которые не дают покоя московским пропагандистам: здесь постоянно смешивается с грязью бывший президент Литвы Даля Грибаускайте, не меньше достается и первому лидеру восстановленной независимой Литвы, Витаутасу Ландсбергису. Из портала читатель может узнать, что трудно жить в сегодняшней все более разбегающейся Литве, где не только угнетают экономические трудности, но и постоянно ущемляются права человека. Кроме того, вспоминают 1940-е годы, когда Литва добровольно вошла в состав СССР, а Июньским повстанцам  или послевоенным партизанам клеят этикетки
убийц евреев или криминальных преступников. Тон этих публикаций очень напоминает одну из так называемых «активных мер», применяемых советским литовским КГБ для дискредитации борьбы Литвы за свободу и ослабления воли к сопротивлению, спецслужбами  оккупантов применяемых с хрущевской оттепели до 1991 года, когда Литва уже восстановила независимость.
Стоит отметить и то, что пропагандистские высказывания агентства «Sputnik» неоднократно повторяют множество так называемых «троллей» социальных сетей. И это не случайное совпадение: еще год назад Facebook объявил, что удалил 289 страниц и 75 аккаунтов в Литве и других странах Восточной Европы, которые, как выяснилось, тайно контролировались сотрудниками того же кремлевского агентства «Sputnik».
Так или иначе, российское оружие информационной войны, названное именем первого искусственного спутника Земли «Sputnik», известного всему миру, все еще работает. Насколько эффективными будут его пропагандистские залпы, зависит только от того, насколько общественность поймет его цели и мишени.

Autorius:
Voras Online
Žiūrėti visus straipsnius
Palikite komentarą

Autorius: Voras Online